Система отопления состоит из расширительного бака, батарей, отопительного котла. Все составные части соединены между собой в контур. В систему заливается жидкость – теплоноситель. В качестве жидкости используется вода или антифриз. Если монтаж выполнен правильно, то жидкость подогревается в котле и начинает подниматься по трубам. При нагревании жидкость увеличивается в объеме, излишек поступает в расширительный бак.
Устройство системы отопления с расширительным баком
Так как отопительная система полностью заполнена жидкостью, горячий теплоноситель вытесняет холодный, который возвращается в котел, где нагревается. Постепенно температура теплоносителя увеличивается до необходимой, нагревая радиаторы. Циркуляция жидкости может быть естественной, называемой гравитационной, и принудительной – с помощью насоса.
Обратка – это теплоноситель, который, пройдя через все отопительные приборы, входящие в контур, отдает свое тепло и, охлажденный, поступает снова в котел для очередного подогрева.
Батареи можно подключить тремя способами:
При первом способе подвод теплоносителя и отвод обратки осуществляется в нижней части батареи. Этот способ целесообразно применять, когда трубопровод расположен под полом или плинтусами. При диагональном подключении теплоноситель подводится сверху, обратка отводится с противоположной стороны снизу. Такое подключение лучше использовать для батарей с большим количеством секций. Самый популярный способ – боковое подключение. Горячая жидкость подключается сверху, отвод обратки осуществляется снизу радиатора с той же стороны, где подводится теплоноситель.
Обратка в системе отопления
Отличаются системы отопления способом прокладки труб. Они могут быть проложены однотрубным и двухтрубным способом. Наиболее популярной является однотрубная схема разводки. Чаще всего ее устанавливают в многоэтажных домах. Она имеет следующие преимущества:
- небольшое количество труб;
- низкая стоимость;
- простота монтажа;
- последовательное подключение радиаторов не требует организации отдельного стояка для отвода жидкости.
К недостаткам можно отнести невозможность отрегулировать интенсивность и нагрев для отдельного радиатора, снижение температуры теплоносителя по мере удаления от нагревательного котла. Чтобы повысить эффективность однотрубной разводки, устанавливают циркулярные насосы.
Для организации индивидуального отопления используется двухтрубная схема разводки труб. По одной трубе осуществляется горячая подача. По второй остывшая вода или антифриз поступают обратно в котел. Данная схема дает возможность параллельного подключения радиаторов, обеспечивая равномерное прогревание всех приборов. Кроме того, двухтрубная схема позволяет регулировать температуру нагрева каждого отопительного прибора отдельно. Недостатком является сложность монтажа и большой расход материалов.
Популярные причины
Почти во всех радиаторах температура внизу немного ниже, чем вверху. Зависит это от высокого уровня теплоотдачи. В таком случае вода остывает, перед тем как покидает батарею. При небольшой разнице температур, нет повода для беспокойства. Небольшая разбежка вполне нормальное явление. Но если вы заметили что нижняя часть радиатора еле теплая или совсем холодная, то следует выяснить причину и принять меры по устранению проблемы.
- При самостоятельном подключении радиатора можно перепутать трубы для обратки и подачи. Так же воспользовавшись услугами неквалифицированного мастера, может возникнуть такая ситуация. При таких нарушениях происходит нарушение системы отопление и температура снизу радиатора падает.
- Маленькая скорость циркуляции воды внутри радиатора. Такая проблема плохо сказывается на работе батареи. Из-за низкой скорости температура остывает, перед тем как покинуть радиатор. Причин такой скорости может быть много. Нужно выявить ее и немедленно устранить.
Почему стояк горячий, а батареи холодные?
Иногда при горячей подаче обратка батареи отопления остается все же холодная. Можно назвать несколько основных причин этому:
- неправильно выполнен монтаж;
- завоздушена система или один из стояков отдельного радиатора;
- недостаточный расход жидкости;
- уменьшилось сечение трубы, по которой подается теплоноситель;
- загрязнен отопительный контур.
Холодная обратка – это серьезная проблема, которую необходимо обязательно устранить. Она влечет множество неприятных последствий: температура в помещении не достигает желаемого уровня, снижается эффективность радиаторов, нет возможности исправить ситуацию дополнительными приборами. В итоге, отопительная система не работает как нужно.
Основной неприятностью холодной обратки является большая разница температур, возникающая между температурой подачи и отвода. В этом случае на стенках котла возникает конденсат, реагирующий с углекислым газом, который выделяется при сгорании топлива. В результате образуется кислота, разъедающая стенки котла и сокращающая срок его службы.
Автомобили, на которых чаще всего возникает проблема с теплообменом
На некоторых авто ситуация, когда верхний патрубок радиатора горячий, а нижний холодный, распространена чаще других. Такие модели и их «детские болезни» собраны в таблице ниже.
Марка/модель | Причина проблемы | Как можно исправить |
---|---|---|
ВАЗ 2106, 2101 и другая «Классика» | Низкое качество оригинальных комплектующих, в частности самих термостатов, которые клинят. | Вместо оригинального клапана термостата ВАЗ использовать детали других фирм: Metal Incar, Finwhale, Vernet. |
Холодный низ радиатора в ВАЗ «Классика» с большим пробегом – следствие коррозии деталей и засорения каналов радиатора. | Промыть радиатор с использованием специальной жидкости или, если не помогает, заменить его. | |
ВАЗ 2108-21099, 2113-2115, Калина | Неисправный клапан крышки расширительного бачка не позволяет поддерживать рабочее давление в системе охлаждения, из-за чего нарушается циркуляция ОЖ, плохо греет печка. | Заменить крышку расширительного бачка. |
ВАЗ 2110 – 2112, Lada Priora | На ВАЗ 2110-2112 нижний патрубок холодный, а из печки дует холодным по причине предрасположенности к образованию пробок и нарушению циркуляции ОЖ. | Контролировать состояние охлаждающего контура, выгонять пробки, в особенности при замене антифриза. В качестве радикального решения можно заменить термостат на «шестидырочный» (арт. 21082-1306010) или от Lada Granta (21900-1306010), адаптировав контур под него. |
Верхний патрубок греется, а нижний холодный, из-за выработки и нехватки производительности помпы. | Установить улучшенную помпу, вроде Luzar Turbo. | |
Skoda Octavia | На Шкода Октавия нижний патрубок радиатора холодный, а мотор начинает перегреваться из-за неисправной прокладки масляного теплообменника. | Заменить прокладку масляного теплообменника. |
Daewoo lanos, Sens, ZAZ Chance | Холодный нижний патрубок и радиатор, следствие раннего открытия или заклинивания термостата. | Заменить термостат на более качественный с открытием на 87 градусах. |
Ford Focus | На Форд Фокус нижняя часть радиатора холодная, а верхняя горячая, обычно из-за заклинивания термостата. | Заменить неисправный термостат. |
Mazda 3 | На Мазда 3 нижний патрубок холодный, как правило, из-за неисправности термостата. | |
Volkswagen Passat | При больших пробегах из строя выходят помпа и термостат. | Заменить помпу или термостат. |
Suzuki Grand Vitara | Завоздушивание системы охлаждения из-за нарушения давления. | Выгнать воздушные пробки. Заменить крышку расширительного бачка, которая часто забивается или наоборот не держит давление. |
Как организовать самостоятельно?
Схема циркуляции частного дома обычно создается самостоятельно, с учетом конфигурации помещений, количества точек водоразбора, ответвлений, дополнительных линий. Основная задача — постоянная работа полотенцесушителя, который устанавливают в разрыв линии ГВС.
Если вода остынет, прибор перестанет греть помещение и сушить полотенца, в ванной будет сыро и холодно.
Для построек среднего размера используют один розлив, но для коттеджей большой величины часто устанавливают несколько бойлеров с собственными системами. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.
Через накопительный бойлер
Накопительный бойлер представляет собой емкость с утепленными стенками, где аккумулируется и выдается по необходимости горячая вода.
Система циркуляции для него не принципиальна, поскольку температура обратной линии будет ниже, чем в основном резервуаре. Это потребует подогрева или замены воды.
Поэтому, для организации перемещения потока, выполняют следующие действия:
прямая линия ГВС проводится до всех потребителей и возвращается к накопителю;
- перед входом в емкость устанавливается циркуляционный насос;
- трубопровод подпитки от котла подключается либо отдельным входом, либо присоединяется к патрубку обратки через трехходовой кран.
Подпитка емкости производится только при падении давления в системе ГВС или при сильном понижении температуры. Для правильной работы такой системы необходим блок управления с системой датчиков, которые в непрерывном режиме будут давать информацию о состоянии потока.
Такая схема требует использования отдельного котла, не связанного с системой обогрева. Поэтому, она используется только в южных регионах.
Через бойлер косвенного нагрева
Бойлер косвенного нагрева представляет собой нагреватель, где рабочим «органом» служит змеевик с горячим теплоносителем. Как правило, он встроен в систему отопления.
Горячий поток проходит через змеевик с достаточной скоростью, чтобы тепловой энергии оставалось достаточно для обогрева дома. При этом, линия ГВС всегда готова к выдаче воды нужной температуры. Циркуляция нужна только для того, чтобы исключить остывание воды в тупиковых линиях.
- Бойлер подключают к системе отопления. Для этого у него есть отдельная пара патрубков для подачи и выхода теплоносителя. Обычно, бойлер располагают рядом с котлом, чтобы получать теплоноситель с максимальной температурой.
- Линию подачи ГВС закольцовывают и подключают через циркуляционный насос к бойлеру. Как правило, обратку присоединяют к дальней точке водоразбора и направляют к емкости по максимально прямому пути, чтобы не терять тепловую энергию.
- Присоединяют трубопровод подпитки холодной водой. Он подает воду при понижении уровня в емкости. Команду на запуск дает поплавковый клапан.
- Запускают циркуляцию и настраивают режим нагрева, изменяя скорость или объемы подачи теплоносителя в нагреватель.
- Проверяют систему на работоспособность, устраняют обнаруженные недостатки.
Особенности подключения обратки
В зависимости от типа разводки системы отопления в жилом помещении обратка и подача могут быть организованы:
Однотрубные отопительные системы
Система с одной трубой преимущественно используется в многоквартирных домах, так как отличается:
- относительно невысокой стоимостью материалов и монтажных работ;
- высоким показателем давления теплоносителя, так как давление в обратке системы отопления должно быть достаточным для прохода через радиаторы, подключенные далее.
К отрицательным сторонам данного метода можно отнести:
- невозможность проведения регулировки тепла в отдельном радиаторе;
- значительное снижение уровня теплоотдачи на батареях, расположенных дальше от отопительного оборудования.
Система с подачей и отводом теплоносителя по одной трубе
Двухтрубные отопительные системы
В индивидуальных домах чаще всего организуются двухтрубные отопительные системы, в которых для подвода и отвода теплоносителя предусмотрены самостоятельные магистрали.
Система с двумя трубами для подачи и отвода теплоносителя
К преимуществам данной систем относятся:
- более равномерный прогрев всех батарей, независимо от удаленности от отопительного оборудования;
- возможность регулировки, частичного отключения, например, для ремонта или замены радиатора, без ущерба в работе иных батарей.
Наиболее существенным недостатком является сложность выполнения монтажных работ. Если в ходе разводки не предусмотрен естественный уклон и теплоноситель не циркулирует самотеком, то требуется насос на обратку отопления, что также увеличивает стоимость расходных материалов.
Как правильно составить претензию
Единого образца для предъявления претензии о поставке горячей воды с температурой ниже установленных норм нет. При составлении жалобы руководствуются общепринятыми нормами написания заявлений.
В шапке обращения указывают полное наименование адресата, фамилию, имя, отчество заявителя, место его проживания, статус по отношению к занимаемому помещению (собственник, наниматель), номер телефона.
Требование перерасчета или изменения тарификации услуги
В тексте заявления лаконично излагают суть предъявляемых претензий со ссылкой на соответствующие законодательные нормы. Если жалоба касается низкой температуры, идущей из крана с горячей водой, пишут именно об этом, указывая допущенные отступления от нормативных показателей.
Образец претензии с требованием пересчитать платежи за ГВС
Возможные причины
Почему нижняя часть радиатора отопления холодная? Следует сказать, что практически у всех моделей батарей температура в нижней части несколько ниже, чем на входе. Это связано с высоким уровнем теплоотдачи, вода успевает существенно остыть, прежде чем покинуть прибор. Возникает разница температур, которая несколько пугает владельцев. Так что при небольших перепадах не стоит волноваться, это вполне нормальная ситуация.
Но если разница существенно увеличивается, нижняя часть немного теплая или практически холодная, то этот факт указывает на серьезные проблемы. Существенно снижается эффективность системы, батарея неспособна обеспечивать достаточное количество тепла. Это негативно сказывается на температуре в помещении, так что необходимо срочно принять меры.
Самые распространенные причины:
- Во время установки были перепутаны трубы для подачи и обратки.
- Невысокая скорость циркуляции жидкости.
Первый случай достаточно распространен, подобные ситуации могут возникать при самостоятельном подключении или использовании услуг неквалифицированных мастеров. Любые нарушения схемы приводят к невозможности полноценной дальнейшей эксплуатации радиатора.
Во втором случае скорость течения воды внутри радиатора достаточно низкая, что негативно сказывается на его эксплуатации. Жидкость успевает полностью остыть, пока покинет батарею. На замедление скорости прохождения потока может повлиять множество причин, каждая из них требует оперативного устранения.
Как сделать подпитку отопления водой – доливка системы
Течь теплоносителя из системы отопления не редкость. В закрытых системах под давлением, могут быть микро-течи, причем, совсем не значительные, через них вода вытекает капля за каплей и тут же испаряется на горячей поверхности, при этом намокания может и не быть. Течь обнаруживается по рыжим налетам, обычно в местах стыковок труб.
В самотечных схемах вода просто испаряется из открытого расширительного бака, поэтому требуется периодическая доливка.
- Кроме того, в закрытых системах имеется «феномен исчезновения теплоносителя», при отсутствии всякой течи. Куда же девался теплоноситель из закрытой системы, которую «осмотрели 10 раз» и ничего подозрительного не нашли?
Почему необходимо делать подпиточный узел в системе отопления
В закрытой системе отопления из теплоносителя может выделяться значительное количество растворенного воздуха, особенно в первый год работы после заливки. Воздух выходит через автоматический воздушный клапан. Возникает ситуация, когда течи нет, а объем теплоносителя уменьшается.
Кроме этого, может появиться небольшая течь в любом месте, через которую быстро уйдет, к примеру, литров 5 воды. В открытой (самотечной) системе, добавка может потребоваться и за счет испарения воды.
- Чтобы без трудностей пополнять систему отопления в процессе эксплуатации, можно сделать ее подпитку от водопровода.
Как работает автоматическая подпитка
На первый взгляд, не стоит ждать остановки отопления из-за потери теплоносителя (уменьшения давления), а сделать автоматическую подпитку. В не автоматизированных системах последствия потери теплоносителя могут быть серьезными – вскипание твердотопливного котла при завоздушивании.
Автоматическая подпитка может работать по следующей схеме.
- Как только давление в системе уменьшается до 0,8 атм, открывается клапан и вода поступает из водопровода. При достижении 1,8 атм, клапан закрывается, и подача прекращается. Известны схемы подобной автоматики на основе редукционного клапана.
Но такие решения влекут крупные проблемы.
Почему нельзя делать автоматическую подпитку
- Срабатывание автоматической подпитки не является таким сигналом, при котором пользователь начнет действовать по ремонту системы. Или вообще не будет замечена. В результате система будет постоянно получать свежую воду и вместе с ней соли.
- Оборудование, при постоянной подпитке свежей водой, вскоре выйдет со строя, в первую очередь темлообменник котла из-за отложений.
- Вторая, более серьезная опасность таится в том, что клапан автоматически может и не закрыться и будет пропускать воду дальше, превысив давление (может расти в водопроводе и до 4 Бар и выше), что приведет к поломке системы, затоплению здания. Особенно чревато, если есть соседи снизу. Подпункт этого – засорение клапана и постоянная течь в систему.
Поэтому создание автоматической подпитки домашней системы отопления недопустимо.
Пример схемы, которая не допускается в домашних системах отопления. Автоматический подпиточный узел на основе редукционного клапана представляет серьезную угрозу для системы отопления и всего здания.
Как сделать ручную подпитку
В некоторых моделях двухконтурных автоматических газовых котлов возможно будет находится вентиль, который перепускает холодную воду из контура ГВС в обратку системы отопления. Достаточно его открыть и вода пойдет из водопровода в систему…
Если же котел не двухконтурный, а тем более не газовый, то нужно сделать врезку в обратку перед самым котлом.
Почему нужно подавать свежую воду в этом месте? — в этом есть смысл, потому что поступающий с водой воздух будет выделяться при нагревании и тут же сбрасываться на воздухоотводчике на выходе из котла.
- Большая опасность для чугунных котлов, при подаче воды на обратку, заключается в температурном шоке. При слишком большом объеме поступающей холодной воды, который влечет растрескивание теплообменника. Во избежание, для чугунных котлов рекомендуется делать врезку на подаче перед воздухоотводчиком с ограничением открытия крана.
Схема врезки подпитки воды – как нельзя делать
Можно встретить рекомендации, установить тройник в трубе обратки непосредственно перед котлом. Далее поставить обратный клапан и шаровый кран с переходником на шланг, который подключается к крану подачи воды, или непосредственно состыковать стационарной трубой с водопроводом.
Но в этом простейшем решении имеются сложности.
- Постоянная стыковка отопления с водопроводом через шаровый кран – та же мина замедленного действия, что и клапан, срабатывающий при определенном давлении. Кран может дать течь, или его забудут закрыть. Поэтому рекомендуется подключать отопление к водопроводу только временно, через съемный шланг.
- Обратный клапан, предположительно, не даст слить отопление назад в водопровод, если в самом водопроводе давление маленькое (пользователи не заметили этого) или же уменьшилось во время доливки. Но лучше не нагружать схему лишними деталями, и не надеяться на обратный клапан, а выполнять доливку через съемный шланг, естественно, проверив, — «а идет ли из крана вода…», и при заливке проконтролировать давление в системе по манометру.
- Шаровый кран выглядит неподходящей деталью. Его лучше заменить регулировочным клапаном. Подпитку холодной водой лучше выполнять малыми дозами, не слишком остужая теплообменник (особенно если он чугунный), немного приоткрыв регулировочный вентиль.
Тогда схема преобразуется до одного вентиля с плавным открытием, снабженного переходником на шланг, который и подключается к водопроводу через тройник.
Если нет достаточного давления в водопроводе, то через такой шланг можно выполнить закачку насосом.
Как сделать подпитку в самотечной схеме
Обычно, при создании самотечной схемы с баком, расположенным в верхней части, сразу же делается и подпиточный отвод, или горловина для заливки. Собственно типичной схемы на этот счет не существует, достаточно вылить в горловину открытого бака ведро прокипяченной (дождевой, не дающей осадка солей) воды, когда уровень теплоносителя понизится.
- Но, есть рекомендации, не дожидаться уханья котла от недостатка воды, а со средней линии бака сделать контрольный отвод с краном. Как только при открытии этого крана вода не идет, следовательно, ее уровень понизился и пора доставлять ведро воды и заливать…
Если залит антифриз – как доливать антифриз в систему отопления
Самая сложная ситуация, когда в системе залит антифриз. Такого положения вещей желательно избежать заранее всячески. Заливать пропиленгликоль (этиленгликоль) в систему можно только в самых крайних случаях (агрессивно к системе, ядовито для человека, дорого, нужно утилизировать, сливать нельзя, нужно менять периодически…).
- Но и в случае острой опасности замораживания системы лучше нанять сторожа для контроля работы отопления на воде, чем заливать антифриз – дешевле выйдет…
Если же появилась течь в антифризной системе, и не совсем полезный антифриз начал изливаться и испаряться где то в жилом доме, то лучше принять меры по его замене на обычную воду сразу, чем выполнять его докачку, с помощью насоса из банок на обычный доливочный вентиль…
Источники: